Новости

Круглый стол на тему «Концепция правовой защиты экономических интересов Российской Федерации на арктическом шельфе».

01.12.2014

28 ноября 2014 г.  в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся круглый стол на тему «Концепция правовой защиты экономических интересов Российской Федерации на арктическом шельфе».

Российская Федерация намерена отстаивать свои интересы на арктическом шельфе.

В ходе работы круглого стола эксперты обсудили арктическую концепцию НАТО и ЕС, а также национальные интересы России на арктическом шельфе. Участники мероприятия подняли тему правового начала арктической политики Императорской России, СССР и Российской Федерации.

В работе круглого стола принял участие заместитель руководителя представительства ЯНАО при Правительстве РФ, начальник управления по взаимодействию с федеральными органами власти  -  А.Н. Сульженко.

«В действующем законодательстве закреплено, что только российские государственные компании имеют возможность перерабатывать нефтегазовые ресурсы континентального шельфа. И не только иностранные, но и российские частные компании не имеют возможности получить лицензию на разработку данных ресурсов, - сказала руководитель Дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра Инна Дудыкина. - Сторонники изменения данной системы ссылаются на иностранный законодательный опыт, а сторонники сохранения действующего порядка говорят о том, что пришедшие компании нанесут ущерб окружающей среде». Эксперт добавила, что сегодня специалисты должны понять, какая международно-правовая позиция больше соответствует национальным интересам России на арктическом шельфе.

«Профессор Гуреев первым в 2005 году обозначил, что новый курс, который был предложен Министерством природных ресурсов и Министерством иностранных дел и одобрен Правительством в 1997 году, противоречит национальным интересам Российской Федерации, - сообщил эксперт Аналитического центра Александр Вылегжанин. – После данного заявления начались дополнительные экспертизы. С 1997 по 2005 годы специалисты практически не знали об изменении границ». При этом секторальная линия в Арктике была зафиксирована еще в Императорской России. «Правовая данность такова, что в 1825 году была подписана англо-русская конвенция, которая ввела понятие «полярное владение», а русско-американский договор 1867 года подтвердил секторальное разделение», - напомнил Вылегжанин. Профессор отметил, что в 1997 году Российская Федерация ратифицировала конвенцию ООН по морскому праву, а 76-я статья этой конвенции предусматривает некоторые геологические критерии, и именно по ним чиновники определили другую границу. «Получается, что ратифицировав эту конвенцию, Россия отдала 330 тысяч квадратных километров арктического шельфа», - заявил Вылегжанин, добавив, что нельзя толковать международное право, базируясь на одной статье конвенции.

Профессор, доктор юридических наук Геннадий Мелков полагает, что данная заявка противоречит интересам России и не учитывает возможные последствия. «В 2008 году состоялось совещание 5 арктических государств, которые решили не придерживаться данной заявки, - сказал эксперт. – Получается, что нет никакого основания отдавать огромный кусок нашего сектора». Эксперт считает, что к весне 2015 года должна быть представлена новая заявка, учитывающая интересы России.

В дискуссии специалисты отметили, что по решению международного суда, государство, обладающее наибольшей протяженностью побережья, имеет и самый большой континентальный шельф. Соответственно, Российской Федерации должна принадлежать большая часть на арктическом шельфе.

Все дно Северного Ледовитого океана целесообразно юридически квалифицировать только как континентальный шельф России, Норвегии, Дании, Канады и США, а не квалифицировать данный шельф в качестве дна открытого моря по конвенции 1958 года или международного района морского дна по конвенции 1982 года

Заведующий сектором Центра правовых проблем СОПС при Президиуме РАН Иван Буник представил данную проблему с точки зрения международного права. «Все дно Северного Ледовитого океана целесообразно юридически квалифицировать только как континентальный шельф России, Норвегии, Дании, Канады и США, а не квалифицировать данный шельф в качестве дна открытого моря по конвенции 1958 года или международного района морского дна по конвенции 1982 года», - сказал он. Эксперт отметил, что у Арктики особый правовой режим, который исторически сформировался в форме обычных норм международного права, а сам Северный Ледовитый океан имеет фундаментальное отличие от Индийского, Тихого и Атлантического океанов. «Другие государства не самоограничивали свой шельф по 76-й статье, как это сделали мы, поэтому сейчас такое действие ведет к несправедливому результату и противоречит общему международному праву», - заключил Буник.

В то же время некоторые специалисты полагают, что торопиться с подачей новой заявки не стоит, так как сейчас необходимо решить вопрос делимитации границ с Норвегией и США и научиться разрабатывать арктические территории.

Противодействие коррупции

Телевидение

Ямало-Ненецкого
автономного округа

Список каналов

 

Круг друзей Ямала

Круг друзей Ямала

Дорогие друзья! Приглашаем Вас вступить в «Круг Друзей Ямала».

Это даст Вам возможность получить дополнительную информацию и участвовать в разнообразных проектах!

Заполнив простую регистрационную форму, Вы также сможете быть в курсе мероприятий, связанных с Ямалом, проводимых в Москве.

Москва

Информация

Интересное

Круг друзей Ямала

Круг друзей Ямала

Для вступления в круг друзей Ямала, достаточно оставить данные о себе. После заполнения анкеты, администрация свяжется с вами.

+79991234567
Город где Вы родились
Город вашего текущего пребывания
Где вы учитесь и/или работаете
Информация, которую Вы считаете нужным нам сообщить